Если вы думаете, что из чайника может выйти только пар — вам стоит познакомиться с работами художницы Анук Пантовола. В её волшебной вселенной из фарфора и текстиля живут куклы-призраки, мохнатые духи и сказочные создания, которые будто выныривают из детских снов и старых легенд. У Анук не просто куклы — у неё целые истории, сотканные из антикварного кружева, винтажных тканей и чего-то неуловимо тёплого, почти мифического.
Анук живёт в Нидерландах, работает дома под пристальным вниманием двух собак и верит, что ткань хранит память — и с этим спорить трудно. В её руках кружево начинает дышать, пуговицы обретают характер, а куклы становятся рассказчиками. Каждая работа — как фрагмент старой легенды, только воплощённой в мягкой и пугающе-очаровательной форме.
Готовы заглянуть в этот текстильный заговор? Тогда прокручивайте вниз и смотрите на самых загадочных «заварных духов», которых вы когда-либо видели.

Создание этих существ — почти ритуал: художница собирает старинные материалы, вдохновляется детскими воспоминаниями и мистикой прошлого, а затем часами колдует, превращая ткань и проволоку в ожившие образы. И, судя по чайникам, в которых они прячутся, у этих призраков очень хороший вкус на уютное жильё.

Художница рассказала, как она изначально пришла к этой особой форме искусства: «Я всегда создавала кукол и марионеток с раннего детства. В 2015 году, после многих лет работы в театральном искусстве и музыке, я жила на узкой лодке в Лондоне с очень маленьким пространством, и я вспомнила, как создавала эти маленькие сокровища в детстве. Воспоминание вызвало творческое вдохновение, и родилась «Пантовола».

Продолжая тему вдохновения, повлиявшего на ее выбор этого вида искусства, Анна поделилась: «Текстиль — очень универсальный материал, часто ассоциируемый с женским искусством и ремеслами. Мне особенно нравится работать со старыми тканями, которые хранят собственные воспоминания и истории. Я собираю старинные кружева и всевозможные старые тканевые материалы, которые позже буду использовать в своей работе. Рассказывание историй лежит в основе всего, что я создаю, и текстиль дал мне способ рассказывать эти истории очень тактильным образом. Мне не нравятся твердые и грубые материалы, я предпочитаю более мягкие текстуры текстиля. Он также дает мне идеальную поверхность для рисования, превращая кукол и скульптуры в своего рода «трехмерные» картины с множеством форм и текстур».

«В моем сознании рождается много историй, существ и пейзажей, своего рода личных мифологий, сказок. Я воплощаю их в жизнь с помощью моих скульптур и кукол. Я представляю себе определенную историю или существо и начинаю с создания базовой формы из хлопка, которую я плотно набиваю полиэстером. Это создает поверхность для рисования, а позже я часто добавляю больше текстиля, различных фактур и небольших предметов, которые дополняют характер и историю.»

«Часто я работаю в коллекциях, поэтому я создаю несколько произведений, которые принадлежат к одной области и теме, создавая более полные группы произведений, которые находятся в повествовательной связи вместе. Я не делаю набросков и не использую шаблоны, мой процесс очень интуитивен, и мне нравится позволять каждому произведению говорить самому за себя, мои руки просто следуют пути без слишком большого количества рациональных мыслей или планирования».»


«Я верю, что древние истории, старые сказки, легенды и мифы — это душевные нити, которые связывают нас с более глубоким смыслом, нашим прошлым, с миром и друг с другом, и я вношу свой вклад в продолжение плетения моими личными нитями. В своей работе я люблю использовать изношенные временем материалы, такие как антикварные ткани, кружева ручной работы и особые предметы из моей коллекции.»

«Состаренные качества старых материалов добавляют для меня дополнительный слой к работе, они уже хранят собственные воспоминания, и мне нравится идея привнести их в мир, который я создаю.»

